@media

Правило @media позволяет указать тип носителя, для которого будет применяться указанный стиль. В качестве типов выступают различные устройства, например, принтер, монитор и др. В табл. 1 перечислены основные из них.

Табл. 1. Типы носителей и их описание
Тип Описание
all Все типы. Это значение используется по умолчанию.
print Принтеры и другие печатающие устройства.
screen Экран монитора.

Следующие типы являются корректными, но устаревшими и не дают никакого результата (табл. 2).

Табл. 2. Устаревшие типы носителей
Тип Описание
braille Устройства, основанные на системе Брайля, которые предназначены для чтения слепыми людьми.
embossed Принтеры, использующие для печати систему Брайля.
handheld Наладонные компьютеры и аналогичные им аппараты.
projection Проекторы.
speech Речевые синтезаторы, а также программы для воспроизведения текста вслух. Сюда, например, можно отнести речевые браузеры.
tty Устройства с фиксированным размером символов (телетайпы, терминалы, устройства с ограничениями дисплея).
tv Телевизоры.

Синтаксис

@media <тип носителя> {
  <стилевые правила>
}
Описание Пример
<тип> Указывает тип значения. <размер>
A && B Значения должны выводиться в указанном порядке. <размер> && <цвет>
A | B Указывает, что надо выбрать только одно значение из предложенных (A или B). normal | small-caps
A || B Каждое значение может использоваться самостоятельно или совместно с другими в произвольном порядке. width || count
[ ] Группирует значения. [ crop || cross ]
* Повторять ноль или больше раз. [,<время>]*
+ Повторять один или больше раз. <число>+
? Указанный тип, слово или группа не является обязательным. inset?
{A, B} Повторять не менее A, но не более B раз. <радиус>{1,4}
# Повторять один или больше раз через запятую. <время>#

Значения

После ключевого слова @media идёт один или несколько типов носителя, перечисленных в табл. 1; если их больше одного, то они разделяются между собой запятой. После чего следуют обязательные фигурные скобки, внутри которых пишутся стилевые правила.

Пример

<!DOCTYPE html PUBLIC "-//W3C//DTD XHTML 1.0 Strict//EN" 
  "http://www.w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-strict.dtd">
<html xmlns="http://www.w3.org/1999/xhtml">
 <head>
  <meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=utf-8" />
  <title>@media</title>
  <style type="text/css">
   @media screen { /* Стиль для отображения в браузере */
    body {
     font-family: Arial, Verdana, sans-serif; /* Рубленый шрифт */
     font-size: 0.9em; /* Размер шрифта */
     color: #000080; /* Цвет текста */
    }
    h1 {
     background: #faf0e6; /* Цвет фона под текстом */
     border: 2px dashed #800000; /* Рамка вокруг заголовка */
     color: #a0522d; /* Цвет текста */
     padding: 7px; /* Поля вокруг текста */
    }
    h2 {
     color: #556b2f; /* Цвет текста */
     margin: 0; /* Убираем отступы */
    }
    p {
     margin-top: 0.5em; /* Отступ сверху */
    }
   }
   @media print { /* Стиль для печати */
    body {
     font-family: Times, 'Times New Roman', serif; /* Шрифт с засечками */
    }
    h1, h2, p {
     color: #000; /* Черный цвет текста */
    }
   }
  </style>
 </head>
 <body>
   <h1>Метод ловли льва в пустыне</h1>
   <h2>Метод последовательного перебора</h2>
   <p>Пусть лев имеет габаритные размеры LxWxH, где L — длина льва от кончика носа 
   до кисточки хвоста, W — ширина льва, а H — его высота. После чего пустыню разбиваем на 
   ряд элементарных прямоугольников, размер которых совпадает с шириной и длиной льва. 
   Учитывая, что лев может находиться не строго на заданном участке, а одновременно на 
   двух из них, клетку для ловли следует делать повышенной площади, а именно 2Lx2W. 
   Благодаря этому мы избежим ошибки, когда в клетке окажется пойманным лишь половина 
   льва или, что хуже, только его хвост.</p>
   <p>Далее последовательно накрываем каждый из размеченных прямоугольников пустыни 
   клеткой и проверяем, пойман лев или нет. Как только лев окажется в клетке, процедура 
   поимки считается завершенной.</p>
 </body>
</html>

В данном примере вводится два стиля — один для изменения вида элементов при их обычном отображении в браузере, а второй — при выводе страницы на печать. При этом облик документа для разных носителей может сильно различаться между собой, например, как это показано на рис. 1 и рис. 2.

Страница для отображения в окне браузера

Рис. 1. Страница для отображения в окне браузера

Рис. 2

Рис. 2. Страница, предназначенная для печати

Просмотреть документ, у которого CSS установлен как тип print можно, если распечатать определенную страницу. Или пойти на хитрость и временно заменить слово print на screen, чтобы отобразить итог в браузере. Именно так был получен рис. 2.

Команда @media применяется в основном для формирования одного стилевого файла, который разбит на блоки по типу устройств. Иногда же имеет смысл создать несколько разных CSS-файлов — один для печати, другой для отображения в браузере — и подключать их к документу по мере необходимости. В подобном случае следует воспользоваться элементом <link> с атрибутом media, значением которого выступают те же типы, перечисленные в табл. 1.

<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <meta charset="utf-8">
  <title>@media</title>
  <link media="print" rel="stylesheet" href="print.css">
  <link media="screen" rel="stylesheet" href="main.css">
 </head>
 <body>
  <p>...</p>
 </body>
</html>

В данном примере используются две таблицы стилей, одна для отображения в браузере, а вторая — для печати документа. Хотя на страницу загружаются одновременно два разных стиля, применяются они только для определённых устройств.

Спецификация

Спецификация Статус
Media Queries Level 4 Рабочий проект
Media Queries Level 3 Рабочий проект
CSS Level 2 (Revision 1) Рекомендация

Браузеры

9 12 1 9.2 1.3 1
1 1 9 3.1

В таблице браузеров применяются следующие обозначения.

  • — элемент полностью поддерживается браузером;
  • — элемент браузером не воспринимается и игнорируется;
  • — при работе возможно появление различных ошибок, либо элемент поддерживается с оговорками.

Число указывает версию браузреа, начиная с которой элемент поддерживается.