cos() — это функция CSS, которая вычисляет и возвращает косинус угла. Косинус — это математическая функция, которая определяется как отношение прилежащего катета к гипотенузе прямоугольного треугольника. Кроме того, косинус это периодическая функция, которая используется для описания колебательных явлений и взаимоотношений между углами в различных областях науки и инженерии.
Косинус также имеет широкий спектр применений. Он применяется для моделирования колебаний и волновых процессов, а также для описания обратных функций во многих областях науки и инженерии. В тригонометрии косинус активно используется при решении задач, связанных с треугольниками, углами и геометрическими конструкциями. Косинус также взаимосвязан с синусом и другими тригонометрическими функциями, что позволяет использовать их для вычислений и анализа в различных математических и физических задачах.
Функция cos() возвращает число в диапазоне от -1 до 1.
В CSS функции sin() и cos() могут применяться для вычисления координат и позиционирования элементов на окружности. Для этого требуется знать радиус окружности R и угол α (рис. 1).
Рис. 1. Координаты элемента относительно центра окружности
Размеры x и y, приведённые на рисунке, вычисляются по следующим формулам:
- x = R × cos(α)
- y = R × sin(α)
Синтаксис
cos(<число> | <угол>);
Синтаксис
|
Описание |
Пример |
<тип> |
Указывает тип значения. |
<размер> |
A && B |
Значения должны выводиться в указанном порядке. |
<размер> && <цвет> |
A | B |
Указывает, что надо выбрать только одно значение из предложенных (A или B). |
normal | small-caps |
A || B |
Каждое значение может использоваться самостоятельно или совместно с другими в произвольном порядке. |
width || count |
[ ] |
Группирует значения. |
[ crop || cross ] |
* |
Повторять ноль или больше раз. |
[,<время>]* |
+ |
Повторять один или больше раз. |
<число>+ |
? |
Указанный тип, слово или группа не является обязательным. |
inset? |
{A, B} |
Повторять не менее A, но не более B раз. |
<радиус>{1,4} |
# |
Повторять один или больше раз через запятую. |
<время># |
Значения
В качестве значения функция cos() принимает углы или числа, которые затем переводятся в радианы. Поэтому допустимо указывать углы в разных форматах, как показано в табл. 1.
Табл. 1. Значения функции cos()
Значение CSS |
Значение в радианах |
Результат cos() |
0 |
0 |
1 |
30deg |
0.5236 |
0.866 |
45deg |
0.7854 |
0.7071 |
60deg |
1.0472 |
0.5 |
90deg |
1.5708 |
0 |
180deg |
3.1416 |
-1 |
-30deg |
-0.5236 |
-0.8660 |
0.5turn |
3.1416 |
-1 |
1turn |
6.2832 |
1 |
4 |
4 |
-0.6536 |
0.5 |
0.5 |
0.8776 |
3.1415926 / 4 |
0.7854 |
0.7071 |
Пример
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
<meta charset="utf-8">
<title>cos()</title>
<style>
:root {
--R: 4em; /* Радиус круга */
--Rb: 0.5em; /* Радиус шарика */
}
.ring {
width: calc(2 * var(--R)); /* Ширина - удвоенный радиус r */
height: calc(2 * var(--R)); /* Высота - удвоенный радиус r */
position: absolute; /* Абсолютное позиционирование */
left: calc(50% - var(--R)); top: calc(50% - var(--R)); /* Размещаем в центре веб-страницы */
border-radius: 50%; /* Превращаем в круг */
border: calc(2 * var(--Rb)) solid #e0e0e0; /* Параметры рамки */
animation: circle 5s infinite linear;
}
.ball {
--Rn: calc(var(--R) + var(--Rb)); /* R = r + rb */
width: calc(2 * var(--Rb)); /* Ширина - удвоенный радиус rb */
height: calc(2 * var(--Rb)); /* Высота - удвоенный радиус rb */
border-radius: 50%; /* Превращаем в круг */
position: absolute; /* Абсолютное позиционирование */
left: calc(var(--R) - var(--Rb)); /* Сдвигаем в центр окружности */
top: calc(var(--R) - var(--Rb)); /* Сдвигаем в центр окружности */
--x: calc(var(--Rn) * cos(var(--angle))); /* x = R × cos(α) */
--y: calc(var(--Rn) * sin(var(--angle))); /* y = R × sin(α) */
transform: translate(var(--x), var(--y)); /* Размещаем под заданным углом */
}
.ball.purple {
background-color: #662d91;
--angle: -90deg;
}
.ball.orange {
background-color: #f68b1f;
--angle: 30deg;
}
.ball.green {
background-color: #00a651;
--angle: 150deg;
}
@keyframes circle {
from { transform: rotate(0); }
to { transform: rotate(360deg); }
}
</style>
</head>
<body>
<div class="ring">
<div class="ball purple"></div>
<div class="ball orange"></div>
<div class="ball green"></div>
</div>
</body>
</html>
В данном примере с помощью функции cos() цветные шарики расставляются по окружности с заданным углом. Затем шарики позиционируются через свойство transform с функцией translate().
Спецификация
CSS Values and Units Module Level 4
Спецификация
Каждая спецификация проходит несколько стадий одобрения.
- Recommendation (Рекомендация) — спецификация одобрена W3C и рекомендована как стандарт.
- Candidate Recommendation (Возможная рекомендация) — группа, отвечающая за стандарт, удовлетворена, как он соответствует своим целям, но требуется помощь сообщества разработчиков по реализации стандарта.
- Proposed Recommendation (Предлагаемая рекомендация) — на этом этапе документ представлен на рассмотрение Консультативного совета W3C для окончательного утверждения.
- Working Draft (Рабочий проект) — более зрелая версия черновика после обсуждения и внесения поправок для рассмотрения сообществом.
- Editor's draft (Редакторский черновик) — черновая версия стандарта после внесения правок редакторами проекта.
- Draft (Черновик спецификации) — первая черновая версия стандарта.
Браузеры
Браузеры
В таблице браузеров применяются следующие обозначения.
- — элемент полностью поддерживается браузером;
- — элемент браузером не воспринимается и игнорируется;
- — при работе возможно появление различных ошибок, либо элемент поддерживается с оговорками.
Число указывает версию браузреа, начиная с которой элемент поддерживается.